Учителей, преподавателей и педагогов в жизни каждого человека предостаточно, но мне посчастливилось встретить настоящих наставников. «Они сделали из меня человека» — так я обычно описываю то, насколько сильное влияние оказали на меня эти люди. В школьные годы, фундаментальные для становления личности, четыре учителя помогли мне найти себя.
Денис Алексеевич Лобанов. Помню, как Алевтина Руфимовна еще в 4 классе сказала нам, что молодой высокий учитель в очках будет вести у нас историю меньше, чем через год. Помню, как по пути в столовую впервые встретила его. Помню, как Денис Алексеевич с некоторым удивлением забрал у меня книгу, которую я читала во время его урока (книга была художественный, а урок посвящен истории древнего мира). Таких «помню» могу назвать еще не один десяток, но главное – итог и суть всех этих воспоминаний. Денис Алексеевич, наверное, очень хотел, чтобы я разбиралась в истории и обществознании, но этого так и не произошло. Зато благодаря его безоговорочной уверенности в моих способностях и возможностях вместе с обоснованной критикой, которая позволяла мне развиваться, а не стоять на месте, я тоже поверила в себя. А дальше все пошло как по накатанной: сколько было прочитано книг, написано текстов, выиграно олимпиад, сдано экзаменов… Денис Алексеевич первым попытался доказать всем, что я чего-то стою. И помог мне самой это осознать. И доказать другим. Мне все еще кажется, что у меня никогда не найдётся достаточно слов для того, чтобы выразить благодарность моему наставнику, благодаря (а иногда и вопреки) которому я смогла найти себя.
Александр Геннадьевич Глушков. С Александром Геннадьевичем мы в какой-то момент стали неожиданно много где-то участвовать: то в соревнованиях по стрельбе, то в конференциях, то в вахте памяти. Насобъединила любовь ко всем этим занятиям. Мы, как мне кажется, сразу нашли общий язык. Александр Геннадьевич всегда горит тем, что делает, разжигая этим интерес у учеников. И я не стала исключением. С Александром Геннадьевичем мы вдоль и поперек за эти годы изучили историю йошкар-олинского аэроклуба, и продолжаем делать это сегодня, хотя я уже не школьница. Строевая подготовка, стрельба, школа безопасности, семейные соревнования…Все мои старшие классы мы с Александром Геннадьевичем прошли рука об руку, помогали друг другу чем могли, поддерживали. Я очень рада, что мы продолжаем общаться, шутить, работать, делиться своими переживаниями и радостями. Александр Геннадьевич научил меня не только правильно реагировать на пожарную тревогу и попадать в «десятку», но и ценить человеческие взаимоотношения, искренность и всегда стоять на своём.
Сергей Юрьевич Калыгин. Сергей Юрьевич, наверно, с самой первой нашей встречи в моем 3 классе пророчил мне спортивные успехи, всегда звал на тренировки, доверял капитанство, объяснял всё максимально детально. Однажды даже составил мне индивидуальную программу тренировок на лето, по которой я чуть ли не каждое утро пробегала по 3 километра. Сергей Юрьевич всегда видел во мне характер, о котором я сама и не догадывалась. «Капитан, капитан, улыбнитесь» — спел он как-то раз во время игры, где сначала не клеилось всё, а потом резко всё стало получаться. Он выпускал меня на площадку ещё совсем неопытную, не слушая «экспертов», которые пытались его отговорить. Сергей Юрьевич открыл мне секреты тактики, показал всю красоту спорта, который и по сей день составляет важнейшую часть моей жизни и профессиональных интересов. Ещё когда я не была журналистом, он говорил мне: «Пиши о спорте, пиши о лапте». И сейчас я занимаюсь именно этим. И получаю огромное удовольствие. Сила воли, упорство и любовь к спорту – лишь малая часть того, что «вложил» в меня Сергей Юрьевич. Когда руки опускаются, всегда прокручиваю в голове это «капитан, капитан, улыбнитесь» и вспоминаю ту улыбку, полную веры в успех.
Елена Ивановна Вассанова. В 2017 году мы с Еленой Ивановной пришли в корпус историко-филологического факультета. Тогда она сказала мне: «Ты присматривайся, мало ли учиться здесь будешь» — на что я ответила категоричное: «Нет!» А в 2018 году получила студенческий билет с подписью декана этого самого факультета и вот уже четвёртый год учусь именно там. По моим воспоминаниям, первой о журналистике мне сказала именно Елена Ивановна. Я тогда крепко задумалась и стала предпринимать меры, потому что создавать тексты мне нравилось очень сильно, а где это может пригодиться, я понимала мало. И в некоторой степени даже не осознанно, благодаря Елене Ивановне я стала учиться писать. Елена Ивановна находила время на то, чтобы не просто указать на ошибки в тексте, но и объяснить, что именно не так, как можно исправить и как вообще распознать шероховатости повествования. Одним словом, научила саморедактированию. Основополагающему навыку любого журналиста. За это я ей безмерно благодарна. Так что, можно сказать, Елена Ивановна привела меня в профессию. Как минимум подтолкнула к правильному выбору.
Половина моих наставников больше не работают в школе №20, да и я уже несколько лет имею к ней косвенное отношение. Но когда разговор заходит о школе, я всегда с благодарностью и восхищением называю четыре имени, без которых я бы вероятнее всего не стала бы ни журналистом, ни спортсменом, ни активисткой. Не стала бы собой. И я уверена, что найдётся еще не один и не два таких же бывших школьника, особый вклад в мировоззрение которых внесли эти Учителя и Люди с большой буквы.
Тараткина Анна, выпуск 2018