Пунктом 16 статьи 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Это особая категория детей. В 2017-2018 учебном году в школе обучается 73 учащихся с ОВЗ, из них 11 детей-инвалидов.Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться, применяется принцип инклюзивного образования. Это означает, что особым детям обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Направления деятельности
1. Обучение по адаптированным программам. Детям с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, создаются специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка. Основной целью адаптированной программы является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.
2. Психолого-педагогическое сопровождение. Задача объединения реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ решается посредством включения в образовательный процесс специалистов «помогающих профессий», осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение – это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. Целью является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), успешной интеграции его в социум.
Состав психолого-педагогического консилиума:
- Зарипова Т.Б., заместитель директора по УВР
- Конечникова О.Б., заместитель директора по УВР
- Иванова О.Г., учитель-логопед
- Иванова Н.И., педагог-психолог
- Михайлов В.А., социальный педагог
3. Групповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
Целью данных занятий является:
- содействие личностному развитию ребёнка;
- определение психологических, логопедических причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ;
- своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития;
- разъяснение специальных психологических и логопедических знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).
4. Организация обучения на дому.
Согласно заключению городской психолого- медико- педагогической комиссии в школе организуется обучение на дому детей с ОВЗ. Коррекционно-образовательный процесс направлен на:
- коррекцию недостатков психофизического развития;
- реализацию индивидуальных адаптированных образовательных программ;
- социальную адаптацию;
- социально-психологическую реабилитацию.
5. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях, вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия, которые оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Занятия ведутся индивидуально или в группах (2-3 учащихся), укомплектованных на основе сходства устраняемых недостатков.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия включают в себя:
- психокоррекционные занятия;
- занятия по восполнению пробелов в знаниях обучающихся.